ЗАНЯТИЯ:
От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на
живот не только перед кормлением, но и в
середине бодрствования, периодически
подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора
при ползании).
От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним,
вызывая ответный лепет. Часто и на более
долгое время класть ребенка на стол или в
манеж на живот, стимулируя ползание,
протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку,
добиваться переворачивания. В этом
возрасте ни в коем случае не следует ни
ставить, ни сажать ребенка.
Из рекомендуемых игрушек функциональны
кольца, удобные для захватывания.
От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание
произносимым слогам и простым словам.
Называть окружа-ющих людей, предметы,
действия. Учить выполнять некоторые
движения и действия по слову взрослого,
подкрепляя его показом. Побуждать к
ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а
позднее и без нее. Для обогащения ребенка
впечатлениями и развития его речи
показывать животных, заводные игрушки, а с 10
мес. и картинки. Игрушки не подвешивать, а
класть в манеж, в кроватку, на пол. Совершать
элементарные приемы с предметами,
наглядные для подражания.
Рекомендуемые игрушки:
многокрасочные, звучащие, мячи, легко
открывающиеся коробочки, складные матрешки,
небольшие пирамидки.
Воздушные ванны, закаливание и
гимнастика грудных детей. Воздушные ванны
летом проводят на воздухе, а зимой в
помещении, в любом случае температура
воздуха не должна быть ниже 22 20 ЬС.
Начинают их с 1-1,5 мес., оставляя ребенка
обнаженным на 1-2 мин., 2-3 раза в день. Затем
это время постепенно увеличи-вают и к 6 мес.
доводят до 8-10 мин., а к концу года -- до 12-15 мин.
Во время воздушной ванны надо менять
положение ребенка, одновременно можно
проводить массаж или гимнастику. Летом
воздушные ванны проводят в тени, т.к. у детей
до 1 года прямые солнечные лучи могут легко
вызвать перегревание (тепловой удар или
ожоги кожи).
Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном
возрасте с влажных обтирании, постепенно и
осторожно. Вначале в течение 1,5-2 недель кожу
ребенка 2 раза в день растирают сухой
фланелью или кусочком мягкой шерстяной
ткани до покраснения. После сухих обтираний
начинают влажные. Для этого рекомендуется
пользоваться варежкой, сшитой из мягкой
махровой ткани. Ее смачивают в воде,
отжимают и равномерно растирают кожу
туловища и конечностей. Растирают
постепенно отдельные участки тела,
остальные в это время находятся под одеялом.
Температура воды вначале 35 36 ЬС, через
неделю 32 33 ЬС, затем каждый месяц
температуру снижают на 1 ЬС , но не ниже 30 Ь С.
Обтирания проводят обычно после утреннего
сна в течение 4-6 мин. Закаливание должно
вызывать у ребенка только положительные
эмоции. При заболевании, остановке в весе,
повышенной возбудимости процедуры следует
прекратить. После перерыва их возобновляют
с начальных этапов.
Под влиянием физических упражнений
улучшается деятельность всех органов и
систем организма, лучше развиваются
двигательные навыки, правильно формируются
мышцы и скелет, ребенок быстрее растет.
Основное внимание при занятиях гимнастикой
в грудном возрасте уделяют развитию
правильных движений. До 3 мес. активно
сгибать и разгибать руки и ноги не следует,
т.к. можно растянуть мышцы и связки.
Применяют т.н. пассивные упражнения:
проводят пальцами по позвоночнику, что
вызывает его разгибание, укладывают
ребенка на живот он старается приподнять
голову, когда прикасаются к стопам,
отталкивается ногами. Полезно, поглаживая
его, вызывать активные движения ногами,
руками и всего тела.
В возрасте 3-6 мес. вводят движения
конечностями ребенка -- скрещивание рук и
ног для растягивания мышц-разгибателей
спины, а в конце этого периода -- активные
упражнения, стимулирующие ползание и
движения рук, которые проводят с яркими
игрушками.
В возрасте 6-10 мес. на ползание обращают
основное внимание: оно укрепляет многие
группы мышц туловища и конечностей. Следует
как можно больше разговаривать с ребенком
во время упражнений, фиксируя их словом-указанием.
Закрепляя рефлекс, одновременно развивают
его речь. В комплекс упражнений вводят
повороты со спины на живот и обратно,
круговые движения руками, выгибание,
приседание и др.
В 10-14 мес. ребенок начинает вставать и
ходить, понимать речь. Поэтому в комплекс
вводят такие упражнения,
как -- поднимание ног, приседание при
поддерживании за руки, наклон и выпрямление
туловища и др. Занятия способствуют
приобретению двигательных навыков,
развивают активность и самостоятельность
ребенка.