АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

        Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

        Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

        Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году -- большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии -- водянке головного мозга.

        Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 -- верхних, после них -- еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением темпера-туры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие прояв-ления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее -- дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38 Ь С ) "сбивать" не следует -- она естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология ).

        Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги -- в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

        Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

        Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. -- 35-40, в 7-12 мес. -- 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

        Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

        Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.

        Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

        Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число  мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

        Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в верти-кальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежа-щего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

        Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, "гулит". При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти -- этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направ-ление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства -- любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

        В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

        5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

        6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки.

        Начинает произносить первые слоги: ма , ба, па и др.

        7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.

        Повторяет слоги: ма - ма , па -па и др.

        8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку.

        Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

        9-месячный выполняет довольно сложные движения -- перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: "дай ручку" и др.

        Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикаль-ного положения.

        10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку.

        Подражает движениям взрослых. Начинает произпсить простые слова.

        11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.