АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ.
Кожа:
очень нежна, легко ранима. В связи с
несовершенной теплорегуляцией легко
наступают перегревание или переохлаждение
организма.
Подкожно-жировой
слой.
Масса его нарастает, что может явиться
причиной крайне нежелательного ожирения.
Костная
система: Соединения костей черепа
становятся более прочными. К 1-2 мес.
закрывается малый родничок, а к году --
большой. Слишком раннее их зарастание,
которое бывает при патологиях обмена
веществ, вызывает сжатие и последующую
деформацию головного мозга, позднее (при
определенных условиях) сопутствует
гидроцефалии -- водянке головного мозга.
Прорезывание
зубов
начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются
2 нижних зуба, затем 2 -- верхних, после них --
еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и,
наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих
нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8
зубов. Появление их сопровождается
небольшим повышением темпера-туры,
беспокойством, бессонницей, недомоганием.
Это не должно волновать родителей, так как
такие прояв-ления бывают у большинства
здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались
быстрее -- дайте ребенку погрызть
специальное резиновое колечко, морковку.
Небольшую температуру (до 38 Ь С ) "сбивать"
не следует -- она
естественная защитная реакция организма (см.
также гл.
Стоматология ).
Мышечная
система.
Если поза, когда у ребенка руки в покое
согнуты в локтях, а ноги -- в коленях и
притянуты к животу, поза оправданная до 2,5
мес., сохраняется и дальше, необходима
консультация невропатолога, т.к. это может
быть признаком неврологического
заболевания.
Дыхательная
система.
Глубина дыхания увеличивается благодаря
дальнейшему развитию легких.
Состояние следует учитывать по
следующим параметрам: до 3 мес. частота
дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. -- 35-40,
в 7-12 мес. -- 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1
года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара
пульса.
Сердечно-сосудистая
система.
В возрасте до 1 года усиленно нарастает
масса сердца. Частота пульса постепенно
уменьшается, составляя 125 ударов в минуту.
Артериальное давление, наоборот,
постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.
Пищеварительная
система. Органы еще недостаточно
функционально зрелые, поэтому до возраста
4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным
молоком, в промежутках между кормлениями
его допаивают кипяченой водой, слабым
раствором глюкозы (5 %) или солевым
физиологическим раствором (0,9 % раствора
поваренной соли). Постепенно начинают
давать соки, каши, творог. Новые продукты
следует вводить в рацион очень осторожно,
отмечая, не возникает ли аллергической
реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и
других проявлений непереносимости.
Следует помнить, что у грудных детей
интенсивность всасывания в кишечнике
питательных веществ очень высока. На 1 кг
массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше
пищи, чем взрослому.
Мочеполовая
система.
Объем мочевого пузыря увеличивается,
стенки становятся эластичнее. К концу
первого года число мочеиспусканий
уменьшается до 15-16 раз в сутки.
Нервная
система.
Уже в самом начале грудного периода ребенок
начинает фиксировать взгляд на ярких
предметах, при появлении чувства голода
плачет, сосет пальцы, при близости
материнской груди оживляется, поворачивает
голову, производит сосательные и
глотательные движения. В этом возрасте уже
становятся
более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок,
лежа на животе, ненадолго приподнимает
голову, а в верти-кальном положении
несколько секунд удерживает ее прямо. При
прикосновении к подошвам ребенка, лежа-щего
на животе, он отталкивается ногами и
пытается ползти, а если поддерживать его
под мышки, опирается ногами.
Двухмесячный удерживает голову в
течение более длительного времени. Он
следит за движущимися предметами,
реагирует на голос поворотом головы. В
ответ на обращение к нему улыбается, "гулит".
При прикосновении к стопам ребенок уже не
пытается ползти -- этот рефлекс исчезает. В 3
месяца не только свободно удерживает
голову, но и легко переворачивается со
спины на живот. Более точно улавливает
направ-ление звука и поворачивается в его
сторону. При близости груди матери,
бутылочки или ложки открывает рот, тянется.
Проявляет чувства -- любит, когда с ним
играют, а если перестают заниматься, кричит.
В 4 месяца уже садится при опоре и
поддержке. Начинает определенным образом
реагировать на знакомые и незнакомые лица.
Не только улыбается, но и смеется.
5-месячный ребенок уже хорошо знает мать,
различает топ голоса, с которым к нему
обратились. Движения его становятся более
уверенными, он стоит на ногах,
поддерживаемый под мышки.
6-месячный самостоятельно садится и
сидит без поддержки. Пытается ползать на
четвереньках, при поддержке встает и делает
попытки переступать ногами,
переворачивается с живота на спину. Может
есть с ложки.
Начинает произносить первые слоги: ма ,
ба, па и др.
7-месячный ползает, поднимается на
четвереньки, сидит самостоятельно, при
опоре встает на колени. Поддерживаемый под
мышки, хорошо переступает ногами.
Повторяет слоги: ма - ма , па -па и др.
8-месячный ребенок свободно ползает,
встает и сам садится, цепляясь за кроватку.
Повторяет заученные движения, хлопает в
ладоши. Встает и пробует ходить при
поддержке за руки. Мимика становится
разнообразной.
9-месячный выполняет довольно сложные
движения -- перебирает игрушки, выполняет
простые просьбы: "дай ручку" и др.
Ищет спрятанный предмет. Пытается
стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку.
Садится из вертикаль-ного положения.
10-месячный сам поднимается и стоит без
опоры. Может ходить, держась за руку.
Подражает движениям взрослых. Начинает
произпсить простые слова.
11-месячный ребенок встает, садится,
нагибается. Знает названия некоторых
предметов и показывает их. Понимает
запрещения и выполняет просьбы. В конце
первого года делает первые шаги без
поддержки. Произносит отдельные слова. Его
запас около 10 слов.