В формировании
личности ребенка кроме обязательного контакта с мамой и
близкими, телесного и эмоционального контакта, играет и
познание окружающего мира при помощи предметов. Самыми
первыми предметами, помогающими узнавать мир, являются
игрушки. Детских игрушек великое множество и помимо каких-то
очевидных
- машинок, кукол,
зайчиков и мишек, существуют и так называемые развивающие
игрушки. Они особенно важны в младенческом возрасте и в
возрасте от года до 3.
Игрушки
для детского развития бывают разными
- благо, психологи и другие специалисты исследовали
влияние тех или иных игрушек и предметов, которые могут
стать развивающими игрушками, -рынок теперь имеет богатый
ассортимент для выбора.
Есть игрушки
стимулирующие мелкую моторику ребенка, открывают для него
сенсорное восприятие мира, есть игрушки, которые развивают
координацию движений, вызывают ряд эмоций. Также большое
количество есть игрушек, которые помогают ребенку проявлять
интерес к исследованию, учат логике и последовательности.
Для каждого
промежутка возраста есть свои игрушки, которые
целесообразнее использовать именно определенном возрасте.
Так, младенцам важно
учиться различать предметы по цветам, размерам,
дифференцировать источник звука -поэтому для возраста от
0-2,5 месяцев такие игрушки, как погремушки, музыкальные
карусельки, большие шарики разных цветов
- это все стимулы для зрительной системы и помощь в
умении овладении слухом. При этом все эти нехитрые
приспособления существенно влияют на психоэмоциональное
развитие. Детки в этом возрасте, регулярно развлекаемые
родителями звуковыми и цветными Ыэкспериментамил в виде
музыкальных игрушек, больших надувных шариков, висящих над
кроваткой, могут понимать и реагировать, откуда,
например, идет звук голоса мамы - и поворачивать свою
головушку к направлению. В возрасте уже 1,5 месяцев дети
могут вовсю хохотать, когда мама играет с ними при помощи
приближения-удаления какой-то погремушки. Хватательный
рефлекс у таких деток все еще силен и, вкладывая в ручку
легкую и безопасную погремушечку, вы тем самым также
способствуете развитию малыша. Он сначала с удивлением будет
держать новый для него предмет -близкое рассматривание и
прислушивание к звукам, которые будет издавать игрушка,
также будут открытием для ребенка. Физический контакт
ручками с игрушкой важен: ребенок не только пробуждает
сенсорные свои функции, но и получает опыт познания
предметного мира.
В период, когда
ребенок начинает учиться сидеть, в обиход также идут
разнообразные предметы, которые он пробует на вкус,
исследует руками- поэтому в помощь джля развития можно
рекомендовать разнообразные коврики с различными
материалами: разные типы тканей, шелестящий, блестящий
материал, с разными поверхностями, с пуговицами или каким-то
интересными прикрепленными мелкими штуками. Дети в этом
периоде - как сороки - им интересно все блестящее, они с
удовольствием любят ковырять пальчиком и щупать ладошками
все, что ни попадется под руку- и это естественно, потому
что так они познают мир. Уверенно сидящий малыш с удивлением
будет наблюдать,
как
мама показывает нанизывание колец на пирамидку- и будет
пытаться это повторить. Так что возрасте от 7 месяцев можно
рекомендовать простые коробочки с разными отверстиями,
пирамидки или же элементарные строительные кубики с простыми
креплениями.
В особый восторг приводят детей в возрасте от 7 до 12
месяцев разные музыкальные игрушки или же заводные игрушки.
Научившиеся ходить в возрасте от 10 месяцев любят
игрушки-каталки, кукольные колясочки, на которые они в
случае чего опираются. В возрасте до года дети довольно
быстро отвлекаются и устают от однообразного занятия,
поэтому долго они не будут сидеть за кубиками или
конструктором - важно, чтобы взрослый все им показывал и
помогал и ловил тот момент, когда нужно переключаться.
Ну а то, что разнообразные книжечки и игрушки, развивающие
мелкую моторику - будь это шнуровка или вдевание в
соответствующие отверстия разные фигурки оказывают влияние
на психоэмоциональное развитие личности крохи, можно не
сомневаться. Самое главное в формировании личности
- научиться познавать мир и сохранять к этому
желание.