Главная страница

Д. В. Лебедев 
   Концепция экологической этики Н. Н. Моисеева

Проблема выживания человеческой цивилизации начинает все острее звучать в научных, политических, экономических кругах. И для этого есть достаточно веские основания, связанные с необратимым влиянием антропогенного фактора на биосферу, в результате чего возникает реальная угроза вымирания человечества как биологического вида. Тому есть реальные эмпирические доказательства: истощение невосполнимых минеральных ресурсов; катастрофическое уменьшение площади озонового слоя, защищающего планету от губительного ультрафиолетового излучения; уменьшение биотического разнообразия на планете; глобальное потепление климата; огромные арсеналы атомного оружия, способного уничтожить не только человечество, но и всю биосферу. Иными словами, пользуясь языком синергетики, человек и биосфера приближаются к бифуркационной точке, при достижении которой последуют необратимые изменения в системе на подобии тех, что имели место 60 миллионов лет назад на закате эпохи динозавров.

Наиболее ярко экологическая проблематика, связанная с выживанием человеческой цивилизации просматривается у русских космистов. У истоков экологической проблематики стоит Н. А. Умов, впервые осветивший эту тему в своей статье ЫО задачах развития техники в связи с использованием природных ресурсовл, опубликованной в 1913 г. Особенно отчетливо эта тема начинает звучать в работах К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и др.

В настоящее время об экологической проблеме заговорили во всем мире. Создаются международные симпозиумы, конгрессы, совещания. Но особо хочется отметить деятельность Никиты Николаевича Моисеева, в творчестве которого экологическая проблематика зазвучала особенно остро.

В данной работе я попытаюсь представить вниманию читателей идеи Ы экологической   этики л Никиты Моисеева.

Методологические основания Единства человека и биосферы

Один из основных тезисов, который отстаивает Никита Моисеев,  это тезис о ЫЕдинстве человека и биосферыл (следует отметить, что традиция рассматривать человека как неотъемлемую часть природы (космоса), красной нитью проходит через многообразие идей русских космистов). Только исходя из этого принципа, мы можем достоверно изучать процессы, происходящие на планете, анализировать их и предлагать варианты выхода из экологического кризиса.

Эволюцию биосферы характеризуют три основных принципа: изменчивость, наследственность и отбор. Заимствованная у Ч. Дарвина Ытриадал значительно видоизменена и дополнена принципами синергизма. Иными словами, Ыдарвиновская триадал приобретает более универсальный характер, позволяющий описывать механизмы, происходящие в любой открытой , самоорганизующейся системе.

Изменчивость. ЫЭтим словом закодировано множество разнообразнейших явлений, создающих поле вариантов, необходимых для выбора дальнейшего продолжения процесса эволюции системыл (Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развития природы и общества // Вопросы философии. 1999. й 4. С. 4).

Наследственность. ЫОно означает лишь то, что настоящее и будущее любой подсистемы, т. е. любого элемента Универсума, не определяется, а зависит от прошлогол (там же).

Отбор. ЫЭто прежде всего законы сохранения. Никакой процесс изменения не может идти вопреки закона сохранения движениял (там же. С. 5). Иными словами из множества вариантов развития система отбирает тот, диссипативная функция которого минимальна, т. е. требует для свой реализации минимума энергии.

Биосфера  это открытая система, подчиняющаяся принципам самоорганизации и испытывающая на себе влияние внешних и внутренних флюктуаций (случайностей). Именно эти флюктуации запускают бифуркационный механизм, переводящий систему в совершенно новое состояние. В результате этих бифуркаций на Земле появились первые прокариоты, затем эукариоты, сформировался вид Homo Sapiens.

Тезис о ЫЕдинстве человека и биосферыл основан на современных эмпирических данных, научных открытиях.

1. Прежде всего, это единый генетический алфавит для всего биотического многообразия планеты.

2. Идентичная структура клеток мозга человека и других высших животных.

3. Зачатки интеллекта у человекообразных обезьян , дельфинов.

4. Человек не может существовать вне биологической ниши, которую он занимает.

Человек Ыобреченл жить в биосфере и подчиняться законам её развития. Осознание этого факта крайне важно для человечества, особенно, как подчеркивает Н. Н. Моисеев, для стран североатлантического региона. Мировоззрение западного человека сформировалось под влиянием протестантского индивидуализма. Принципы эгоизма, антропоцентризма и индивидуализма воспитали идею могущества на природой. Техногенная цивилизация Запада, нещадно эксплуатируя природу, заботится лишь о сиюминутной выгоде. Выход из экологического кризиса мыслится через эксплуатацию отстающих стран и использование технологических новшеств. Н. Н. Моисеев настойчиво критикует эгоистические и потребительские наклонности западного человека, доказывая Ыневозможность преодоления наступающего кризиса чисто техническими средствамил (Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. й 8. С. 26).

Никита Моисеев предлагает выход из экологического кризиса через коэволюцию человека и биосферы, вступление человечества в новую эпоху, эпоху Ноосферы.

Ноосфера как коэволюция человека и биосферы

Анализируя понятие ноосферы, Н. Н. Моисеев склонен считать, что это не новая сфера, сфера Разума, а качественно новая эпоха в развитии планеты, в которой осуществляется коэволюция человека и биосферы. Коэволюция человека и биосферы  это Ытакое развитие человечества, которое не нарушает стабильности биосферы, её гомеостаза, сохраняет необходимый для человечества эволюционный каналл (там же. С. 28).

Сохранение стабильности биосферы должно быть полностью основано на тех научных знаниях, которые были получены в предыдущие столетия. Человек наконец-то должен научиться пользоваться доставшимся ему от Природы Разумом. Разумная деятельность человека включает в себя умение сдерживать свои эгоистические стремления, руководствоваться в своих поступках не стихийными побуждениями, а знаниями. Поэтому, во-первых новое человечество должно быть образованным человечеством. На мой взгляд образование не должно ограничиваться средним десятилетним, а расшириться до обязательного высшего, что на данный момент внедряется в Японии.

Экономическая жизни должна регулироваться совершенно новым типом рынка, Ыоснованном на дальнейшем развитии науки и технологии, в частности информационныхл (Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 1997. С. 149). Рынок, основанный на сиюминутной выгоде должен отойти в прошлое.

В политической жизни  интеграция наций в мировое сообщество, основанное на осознании единства всего человечества.

Как мы видим, в основании новой Цивилизации лежат принципы разумности. Однако человек не должен ограничиваться возможностями своего индивидуального интеллекта. Человек должен осознать, что его разум  часть Коллективного Разума. Коллективный Разум  это не совокупность индивидуальных интеллектов, это качественно новое образование, достижение которого Н. Н. Моисеев видит через дальнейшее развитие компьютерной техники (глобальная сеть Интернет тому подтверждение). Именно Коллективному Разуму, во много раз усиленному компьютерной техникой, под силу сохранять стабильность биосферы и выбирать тот канал эволюции, который и обеспечит коэволюцию человека и биосферы.

Эпоха Ноосферы прежде всего будет характеризоваться тем, что человечество научится управлять процессами самоорганизации биосферы. ЫВо всяком случае, стихийный процесс самоорганизации должен войти в некое русло с весьма жесткими берегами, которые определяются возможностью предвидеть те опасности, которые ожидают человечество, и теми возможностями, которыми располагает человечества для управления собственным поведением в своей экологической нишел (там же. С. 137).

Стратегия вступления в эпоху Ноосферы: формирование  экологической   этики 

Вступление в эпоху Ноосферы, по мнению Н. Н. Моисеева, должно произойти не как бифуркационный скачек, т. к. любой бифуркационный механизм может развиваться в совершенно непредсказуемом направлении и привести в конечном итоге к гибели человечества. Человечество с самого начала должно контролировать этот переход, разрабатывать определенную стратегию, стратегию Разума. ЫНужно говорить, что общество способно обеспечить режим коэволюции с биосферой в том случае, если деятельность людей не допустит новой буфуркации, перехода биосферы в новый канал своей эволюции, или, пользуясь языком теории динамических систем, в новый аттракторл (Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. й 4. С. 10).

Разработка стратегии  не дело узкого круга лиц. Принципиальной для Н. Н. Моисеева является идея кооперации всех отраслей знания  естественных и гуманитарных наук. Будучи специалистом в теории управлении и теории информационных систем, Н. Н. Моисеев исследует проблему анализа возможных каналов развития биосферы, исходя из современного её состояния. Однако ученый ясно осознает, что лишь Ыфизикалистскимил методами, т. е. изучением биосферы, анализом её возможного развития и предложениями мировому сообществу конкретных действий, ситуацию не изменить. Необходимо формирование новой  экологической   этики .

Вот несколько принципов  экологической   этики , предложенных Н. Н. Моисеевым:

1. Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании этих законов.

2. Установление общих правил отношения человека и Природы.

3. Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества.

4. Человек должен думать о будущем поколении.

5. Право наций на расходование ресурсов по количеству населения.

6. Избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ.

7. Квоты на расходование ресурсов определяются учеными и не зависят от политический обстановки.

В основу  экологической   этики  положены знания о биосфере. Каждый индивид должен получать экологическое образование, т. е. знание законов биосферы.  Экологическая   этика  должна регулировать не только отношения отдельного индивида с окружающей его природой, но и отношения целых государств и человечества в целом к биосфере.

 Экологическая   этика  должна устанавливать те нормы и правила отношения человека к природе, которые должны будут обеспечить коэволюцию человека и биосферы.

Но  экологическая   этика  не должна ограничиваться нормами, регламентирующими отношение человека к природе.  Экологическая   этика  должна стать этикой взаимоотношений между людьми.

Анализируя состояние современных мегаполисов, Н. Н. Моисеев находит их неестественными для проживания человека. Мегаполисы обостряют человеческое одиночество, создают практически невозможным нормальное личностное общение. Будучи постоянно окруженным незнакомыми людьми на улице, в общественном транспорте, магазине, индивид чувствует себя потерянным, его психика постоянно находится в напряженном состоянии, оценивая возможность угрозы.

Целью  экологической   этики  в данном случае будет формирование представления о Единстве всего человечества и выходящих отсюда норм взаимоотношения.

Подводя итог сказанному, отмечу, что, на мой взгляд, весомый вклад в формирование  экологической   этики  способно внести философское знание. Исходя из накопленных представлений о формировании моральных норм в обществе и нравственности личности, философия способна предложить стратегию внедрения  экологической   этики  в общественное сознание.

 Экологическая   этика   широкое поле для философского анализа и одно из возможных направлений развития философского знания.

(С) Лебедев Д. В., 2000

-------------------------

Никита Николаевич Моисеев (1917  2000)  советский и российский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик Академии наук СССР  и ВАСХНИЛ, почётный член Российской академии естественных наук (РАЕН), член Международной академии астронавтики (Париж), президент Российского отделения ЫЗеленого крестал, президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, президент Международного независимого эколого-политологического университета  (19932000), главный редактор журнала ЫЭкология и жизньл (19952000).